fbpx

Алаш – прообраз суверенного Казахстана

Извест­ный иссле­до­ва­тель дви­же­ния «Алаш» Сул­тан Хан Акку­лы поде­лил­ся с пор­та­лом « Экс­клю­зив KZ» сво­и­ми новы­ми исто­ри­че­ски­ми откры­ти­я­ми. Он уве­рен в том, что Алаш, — наци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ная авто­но­мия по объ­яв­ле­нию,  на самом деле по про­ек­ту сво­ей кон­сти­ту­ции явля­лась пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой и про­об­ра­зом суве­рен­но­го казах­ско­го госу­дар­ства.

Алаш обра­зо­ва­лась не исклю­чи­тель­но казах­ской, а еди­ной казах­ско-кир­гиз­ско-кара­кал­пак­ской авто­но­ми­ей, к кото­рой согла­си­лась при­со­еди­нить­ся Баш­кир­ская авто­но­мия. Тур­ке­стан­ский мух­та­ри­ат, обра­зо­ван­ный по ини­ци­а­ти­ве и под руко­вод­ством дея­те­лей Алаш, по замыс­лу его осно­ва­те­лей, дол­жен был стать состав­ной частью Рес­пуб­ли­ки Алаш

В теку­щем году народ Казах­ста­на отме­ча­ет не сто­ле­тие наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния под назва­ни­ем «Алаш»,  не сто­ле­тие со дня созда­ния пар­тии «Алаш», и не сто­ле­тие Алаш Орды. Посколь­ку, во-пер­вых, дви­же­ние «Алаш» воз­ник­ло не в 1917 году, а в пери­од пер­вой рос­сий­ской рево­лю­ции 1905–1907 годов. Во-вто­рых, созда­ние пар­тии «Алаш» было лишь пред­ва­ри­тель­ным ито­гом дея­тель­но­сти лиде­ров «Алаш» по вос­ста­нов­ле­нию наци­о­наль­ной госу­дар­ствен­но­сти. Но созда­ние пер­вой пар­тии и фор­ми­ро­ва­ние Алаш Орды явля­ют­ся не самой важ­ной вехой в новей­шей исто­рии Казах­ста­на. Посколь­ку Алаш Орда – это выс­ший госу­дар­ствен­ный испол­ни­тель­ный орган Авто­но­мии Алаш, её Вре­мен­ный Все­ка­зах­ский совет, не обра­зо­ван­ное, а имен­но сфор­ми­ро­ван­ное ІІІ Все­ка­зах­ским съез­дом как пра­ви­тель­ство (фото № 1).

Важ­ней­шее же исто­ри­че­ское собы­тие, име­ю­щее непре­хо­дя­щее зна­че­ние для совре­мен­но­го Казах­ста­на, — появ­ле­ние на кар­те ази­ат­ской коло­нии быв­шей Рос­сий­ской импе­рии Авто­но­мии Алаш, кото­рая была обра­зо­ва­на поста­нов­ле­ни­ем ІІІ Все­ка­зах­ско­го курул­тая, выра­жав­ше­го волю и чая­ния мно­го­мил­ли­он­но­го казах­ско­го наро­да.

12 декаб­ря 1917 года явля­ет­ся пово­рот­ным момент, нача­лом новей­шей исто­рии казах­ско­го наро­да и его госу­дар­ства, днем вос­ста­нов­ле­ния наци­о­наль­ной госу­дар­ствен­но­сти и обра­зо­ва­ния совре­мен­но­го Казах­ста­на в новом фор­ма­те. Обра­зо­ва­ние Авто­но­мии Алаш, рав­но и совре­мен­но­го Казах­ста­на, про­изо­шло спу­стя не века, а ров­но 70 лет после окон­ча­тель­но­го рас­па­да и ухо­да с поли­ти­че­ской аре­ны Казах­ско­го хан­ства в 1847 году. В декаб­ре теку­ще­го года испол­ня­ет­ся 100 лет со дня обра­зо­ва­ния имен­но Авто­но­мии Алаш и совре­мен­но­го Казах­ста­на.

Лиде­ры дви­же­ния «Алаш» не сомне­ва­лись в том, что добьют­ся сво­ей стра­те­ги­че­ской цели по вос­ста­нов­ле­нию наци­о­наль­ной госу­дар­ствен­но­сти путём модер­ни­за­ции наци­о­наль­ной куль­ту­ры и совре­мен­ной поли­ти­че­ской борь­бы.

Об этом сви­де­тель­ству­ют ряд фак­тов. Пер­вый: за 7 лет до обра­зо­ва­ния Авто­но­мии Алаш, в 1910 году, Али­хан Букей­хан в сво­ем очер­ке «Каза­хи» (в ориг. «Кир­ги­зы») обо­зна­чил тер­ри­то­рию буду­щей наци­о­наль­ной авто­но­мии, пере­чис­лив 9 обла­стей, 1 губер­нию и ряд смеж­ных воло­стей Алтая, кото­рых каза­хи зани­ма­ли с испо­кон веков и где, —  что была реша­ю­щим фак­то­ром в тот момент, — их чис­лен­ность пре­об­ла­да­ла над все­ми дру­ги­ми наро­да­ми, преж­де все­го кре­стья­на­ми-пере­се­лен­ца­ми. Ради сохра­не­ния за сво­им наро­дом наи­бо­лее пло­до­род­ных участ­ков пра­де­дов­ских земель, лиде­ры «Алаш»

были гото­вы оста­вить в буду­щей авто­но­мии пред­ста­ви­те­лей всех приш­лых наро­дов. Вот что, напри­мер, писал в сво­ей оче­ред­ной ста­тье А.Н. Букей­хан под псев­до­ни­мом Қыр бала­сы: «В Ураль­ске, Акмо­лин­ске, Семи­па­ла­тин­ске мужики [рус­ские кре­стьяне-пере­се­лен­цы] сосед­ству­ют с нами: в этих обла­стях мужик и казах сме­ша­лись. Если решим оста­вить этих каза­хов и отде­лить­ся, что­бы жить обособ­лен­но, то эти каза­хи оста­нут­ся сре­ди рус­ских; если попытать­ся их пере­се­лить, то эти каза­хи вряд ли поки­нут зем­ли пред­ков, а если поки­нут – будет глу­по. Самые пло­до­род­ные зем­ли каза­хов там, где они живут впе­ре­меж­ку с мужи­ка­ми. В слу­чае объ­яв­ле­ния каза­ха­ми сво­ей авто­но­мии, есть надеж­да, что наши рус­ские оста­нут­ся с нами. Наша наци­о­наль­ная авто­но­мия в силу обсто­я­тельств ста­нет не брат­ской авто­но­ми­ей, а тер­ри­то­ри­аль­ной. Похо­же, что внут­рен­ние рус­ские под­дер­жи­ва­ют это». А в декаб­ре 1917 года вслед за обра­зо­ва­ни­ем Авто­но­мии Алаш, эти 9 обла­стей, 1 губер­ния и ряд смеж­ных воло­стей Алтая были объ­яв­ле­ны её закон­ной тер­ри­то­ри­ей.

В 1918–1919 годах, ведя пере­го­во­ры с лиде­ра­ми оче­ред­но­го само­про­воз­гла­шён­но­го «все­рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ства» (Сибир­ская Авто­но­мия, Комуч, Уфим­ская дирек­то­рия и т.д.), гла­ва Алаш Орды Али­хан Букей­хан неуклон­но заяв­лял: «Авто­но­мія Алашъ… зани­ма­етъ тер­ри­торію, име­ю­щую фор­му почти кру­га (!), состав­ля­етъ круп­ную, съ 10 мил­ліон­ным насе­леніемъ, поли­ти­че­скую еди­ни­цу» (фото № 2). 


Вто­рой факт: В июне 1911 года был раз­ра­бо­тан про­ект кон­сти­ту­ции буду­щей авто­ном­ной рес­пуб­ли­ки под назва­ни­ем «Устав стра­ны Каза­хов». Доку­мент появил­ся на свет в резуль­та­те сов­мест­ной рабо­ты двух выда­ю­щих­ся казах­ских дея­те­лей Али­ха­на Букей­ха­на и Бар­лы­бе­ка Сырт­та­ну­лы (Сыр­та­нов), встре­чав­ших­ся в 1910–1911 годах в С.-Петербурге, о чём пер­вый из них напи­сал в сво­ей ста­тье-некро­ло­ге по слу­чаю без­вре­мен­ной кон­чи­ны вто­ро­го в 1914 году (фото № 3).


Бар­лы­бек Сырт­та­ну­лы (Сыр­та­нов; 1866–1914) – вид­ный дея­тель дви­же­ния «Алаш», выпуск­ник Восточ­но­го факуль­те­та С.-Петербургского уни­вер­си­те­та 1894 г.

Заме­чу, что Али­хан в Петер­бур­ге нахо­дил­ся с оче­ред­ной попыт­кой вос­ста­но­вить изби­ра­тель­ные пра­ва казах­ско­го наро­да, кото­рых этот народ был лишён новым сто­лы­пин­ским зако­ном о выбо­рах от 3 июля 1907 года, при­ня­то­го в день раз­го­на ІІ Госу­дар­ствен­ной думы,  Бар­лы­бек же – с целью защи­ты прав каза­хов на соб­ствен­ные зем­ли Семи­ре­чен­ской обла­сти. Как утвер­ждал Али­хан в сво­ей ста­тье-некро­ло­ге, после этих двух встреч, они с Бар­лы­бе­ком покля­лись вме­сте бороть­ся за сво­бо­ду сво­е­го наро­да. К «Уста­ву стра­ны каза­хов» я вер­нусь чуть ниже.

Тре­тий факт: Вес­ной 1917 года, то есть за 7–8 меся­цев до обра­зо­ва­ния Авто­но­мии Алаш, посе­лок Зареч­ная Сло­бод­ка, нахо­дя­щий­ся рядом с горо­дом Семи­па­ла­тин­ском и где про­жи­ва­ли в основ­ном казах­ские куп­цы, сту­ден­ты и интел­ли­ген­ция, был пере­име­но­ван в город «Алаш» (фото №№ 4, 5). Ещё до 1916 года его ули­цы носи­ли име­на Абая, Кене­са­ры и т.д.


Кар­та горо­да Алаш.

Один из пунк­тов поста­нов­ле­ния ІІІ Все­ка­зах­ско­го курул­тая (съез­да) от 5–13 декаб­ря 1917 года гла­сил, что вре­мен­ным местом рас­по­ло­же­ния Алаш Орды назна­ча­ет­ся г. Семи­па­ла­тинск, под кото­рым под­ра­зу­ме­вал­ся город Алаш. Под­черк­ну, что лиде­ра­ми дви­же­ния, пар­тии и Авто­но­мии Алаш Орен­бург нико­гда не рас­смат­ри­вал­ся как при­над­леж­ность казах­ско­го наро­да и, тем более, как сто­ли­ца его воз­рож­дён­но­го госу­дар­ства. При­чи­ну того, поче­му ІІІ Все­ка­зах­ский съезд, собрав­ший­ся в  Орен­бур­ге, выбрал местом дис­ло­ка­ции Алаш Орды город Семи­па­ла­тинск, луч­ше всех объ­яс­нил Муста­фа Шокай в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях о 1917 годе: «Орен­бург – сто­ли­ца орен­бург­ско­го каза­че­ства, вырос­шая на баш­кир­ской зем­ле. Насе­ле­ние горо­да – тата­ры, рус­ские и рус­ские-каза­ки. Наших каза­хов в этом горо­де – все­го несколь­ко семей. Тем не менее в тече­ние доволь­но дол­го­го вре­ме­ни Орен­бург слу­жил насто­я­щим цен­тром казах­ско­го наци­о­наль­но­го дви­же­ния»… В Орен­бур­ге была учи­тель­ская семи­на­рия. Отку­да еже­год­но выпус­ка­лись учи­те­ля-каза­хи. Но самым важ­ным было и то, что в Орен­бур­ге про­жи­ва­ли наи­бо­лее выда­ю­щи­е­ся и талант­ли­вые писа­те­ли и дея­те­ли – Бай­тур­сун-оглы Ахмед и Дулат-оглы Мир-Якуб. С 1911 (с 1913 года. – С.А.) г. здесь выхо­ди­ла еже­не­дель­ная газе­та «Қазақ», бла­го­да­ря талант­ли­во­му руко­вод­ству Ахме­да и Мир-Яку­ба при­об­рев­шая чрез­вы­чай­но боль­шое вли­я­ние на казах­ские мас­сы. Вот поче­му ЧУЖОЙ Орен­бург стал вре­мен­ным руко­во­дя­щим цен­тром наци­о­наль­но­го дви­же­ния каза­хов. Вот поче­му пер­вый рево­лю­ци­он­ный съезд каза­хов был созван здесь».


В этом зда­нии в 1918–1920 годах нахо­ди­лось одно из пра­ви­тель­ствен­ных учре­жде­ний Все­ка­зах­ско­го сове­та (пра­ви­тель­ства) Алаш Орды. Фото Бола­та Мур­са­ли­ма. Г. Семей в наши дни.

Сле­ду­ет допол­нить, что все три Все­ка­зах­ских съез­да состо­я­лись в Орен­бур­ге в рези­ден­ции быв­ше­го тур­гай­ско­го воен­но­го губер­на­то­ра (фото № 6, 7) пото­му что  с мар­та 1917 года эту рези­ден­цию зани­мал пер­вый граж­дан­ский комис­сар Тур­гай­ской обла­сти, лидер «Алаш» Али­хан Букей­хан. Алаш Орда из «ЧУЖОГО» Орен­бур­га пере­дис­ло­ци­ро­ва­лась в город Алаш в нача­ле 1918 года.



Быв­шая рези­ден­ция комис­са­ра Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства в Тур­гай­ской обла­сти А.Н. Букей­ха­на, где в апре­ле-декаб­ре 1917 года про­хо­ди­ли І, ІІ и ІІІ Все­ка­зах­ские курул­таи (съез­ды). Фото авто­ра. Орен­бург, октябрь 2017 г.


Каким пред­став­ля­ли себе лиде­ры «Алаш» буду­щую авто­но­мию? Ответ на этот вопрос мы най­дем в замет­ке Али­ха­на Букей­ха­на «Тур­ке­стан», опуб­ли­ко­ван­ной в апре­ле 1917 года в газе­те «Қазақ» вслед за поста­нов­ле­ни­ем Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства о созда­нии Вре­мен­но­го коми­те­та по управ­ле­нию Тур­ке­стан­ским кра­ем. В ней автор выра­жал надеж­ду, что Тур­ке­ста­ну предо­ста­вят ста­тус доми­ни­о­на Рос­сии по при­ме­ру бри­тан­ской Австра­лии, Кана­ды и Оран­же­вой Рес­пуб­ли­ки. Ста­тус доми­ни­о­на, по опы­ту коло­ни­аль­ной Вели­ко­бри­та­нии, пред­по­ла­гал созда­ние фак­ти­че­ски суве­рен­но­го госу­дар­ства в соста­ве  импе­рии (ныне — в соста­ве Бри­тан­ско­го Содру­же­ства), при­зна­ю­щее гла­вой госу­дар­ства бри­тан­ско­го монар­ха, пред­став­лен­но­го в доми­ни­оне гене­рал-губер­на­то­ром. Как отме­чал Қыр­ба­ла­сы в этой замет­ке, пере­чис­лен­ные коло­нии Англии име­ют соб­ствен­ные выс­шие зако­но­да­тель­ный, испол­ни­тель­ный, судеб­ный орга­ны и при­ни­ма­ют соб­ствен­ные зако­ны, а пала­та общин бри­тан­ско­го пар­ла­мен­та лишь фор­маль­но одоб­ря­ют их. В слу­чае с Тур­ке­ста­ном, — на взгляд авто­ра замет­ки «Тур­ке­стан», — он может полу­чить ста­тус само­сто­я­тель­но­го госу­дар­ства со все­ми выше­пе­ре­чис­лен­ны­ми атри­бу­та­ми в соста­ве Рос­сии, при­зна­ю­щий гла­вой госу­дар­ства пре­зи­ден­та Феде­ра­тив­ной Демо­кра­ти­че­ской Рес­пуб­ли­ки Рос­сии, пред­став­лен­ной в быв­шей коло­нии руко­во­ди­те­лем пол­но­моч­ной струк­ту­ры, кото­рую долж­но было опре­де­лить пред­сто­я­щее Учре­ди­тель­ное собра­ние. В Уста­ве пар­тии «Алаш» Рос­сия рас­смат­ри­ва­лась как феде­ра­тив­ная пар­ла­мент­ско-пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка. Под кон­троль Турк­ко­ми­те­та пере­хо­ди­ли все быв­шие субъ­ек­ты Тур­ке­стан­ско­го гене­рал-губер­на­тор­ства.

Лиде­ры «Алаш» гото­ви­лись к обра­зо­ва­нию авто­но­мии осно­ва­тель­но и праг­ма­тич­но. Почти за 5 меся­цев до обра­зо­ва­ния Авто­но­мии, ІІ Все­ка­зах­ский съезд, состо­яв­ший­ся 21–26-июля 1917 года, поста­но­вил фор­ми­ро­вать регу­ляр­ную наци­о­наль­ную армию под без­обид­ным назва­ни­ем «кон­ная народ­ная мили­ция». Об этом гла­ва Алаш Орды Али­хан Букей­хан откры­то заяв­лял в 1918–1919 годах, в ходе пере­го­во­ров с оче­ред­ны­ми само­про­воз­гла­шен­ны­ми «все­рос­сий­ски­ми пра­ви­тель­ства­ми»: «В вопро­се о мили­ции вы меня не поня­ли. Мили­ция наша – это вой­ско. Оно уже фак­ти­че­ски суще­ству­ет». В доба­вок к это­му сле­ду­ет при­ве­сти в при­мер одно из пер­вых зако­но­да­тель­ных поста­нов­ле­ний Алаш-Орды от 11 (24) июня 1918 года, кото­рое гла­си­ло: «Обра­зо­вать при Алаш-Орде воен­ный совет из трех лиц, воз­ло­жив на него функ­ции воен­но­го мини­стер­ства и предо­ста­вив ему [пол­но­мо­чия] откры­вать област­ные и уезд­ные воен­ные сове­ты при област­ных и уезд­ных отде­лах Алаш-Орды...».

Отде­ле­ние от быв­шей коло­ни­аль­ной импе­рии лиде­ры «Алаш» рас­смат­ри­ва­ли, как вполне реаль­ную пер­спек­ти­ву неда­ле­ко­го буду­ще­го. Одним из путей отде­ле­ния им виде­лось вре­мен­ное при­со­еди­не­нии к Сибир­ской авто­но­мии. Это была реаль­ная воз­мож­ность бес­кров­но отде­лить­ся от вели­кой дер­жа­вы, легаль­но вер­нуть изъ­ятые из поль­зо­ва­ния каза­хов их искон­ные зем­ли, опре­де­лить гра­ни­цы авто­но­мии Алаш, укре­пить её госу­дар­ствен­ные инсти­ту­ты, а затем создать суве­рен­ное госу­дар­ство. Вот что, напри­мер, лидер «Алаш» А.Н. Букей­хан писал в ста­тье «Жал­пы Сібір­си­езі» («Обще­си­бир­ский съезд»): «в основ­ной закон Сибир­ской авто­но­мии будет вне­се­на отдель­ная ста­тья о том, что казах­ский народ… вре­мен­но при­со­еди­ня­ет­ся к Сибир­ской авто­но­мии; в слу­чае же изъ­яв­ле­ния жела­ния, он впра­ве отде­лить­ся в отдель­ное госу­дар­ство» [10].

Сле­ду­ет отме­тить, что по сооб­ще­нию омской боль­ше­вист­кой газе­ты «Рево­лю­ци­он­ная мысль» от 21 декаб­ря 1917 года, сам Али­хан Букей­хан был избран мини­стром пра­ви­тель­ства Сибир­ской Авто­но­мии (фото № 8).



Вырез­ки из омской боль­ше­вист­кой газе­ты «Рево­лю­ци­он­ная мысль»  от 21.12.1917 года за № 76.

Авто­но­мия Алаш, соглас­но про­ек­ту кон­сти­ту­ции, раз­ра­бо­тан­ной Бар­лы­бе­ком Сырт­та­ну­лы, явля­лась пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой с пре­зи­дент­ской фор­мой прав­ле­ния и силь­ным мест­ным само­управ­ле­ни­ем — зем­ством. Отцы-осно­ва­те­ли Авто­но­мии Алаш были убеж­де­ны, что толь­ко силь­ное мест­ное само­управ­ле­ние с раз­ви­той мест­ной инфра­струк­ту­рой явля­ет­ся зало­гом ста­биль­но­сти, устой­чи­во­го раз­ви­тия и про­цве­та­ния все­го госу­дар­ства. Вот что гла­сят с 4-й по 9-й части ста­тьи 1 Про­ек­та кон­сти­ту­ции Алаш «О само­сто­я­тель­но­сти Рес­пуб­ли­ки Стра­ны каза­хов»: 

4. Выс­ший орган Стра­ны каза­хов – Наци­о­наль­ный мажи­лис. Избран­ные в его состав изби­ра­ют гла­ву Стра­ны каза­хов – Пре­зи­ден­та на 4 года.

5. Один Пре­зи­дент не впра­ве управ­лять стра­ной боль­ше двух сро­ков.

6. Пре­зи­дент управ­ля­ет Стра­ной каза­хов через мини­стров. Пре­зи­дент выби­ра­ет мини­стров само­сто­я­тель­но, одна­ко они под­ле­жат утвер­жде­нию путём голо­со­ва­ния Наци­о­наль­но­го мажи­ли­са.

7. Мини­стры отчи­ты­ва­ют­ся о сво­ей рабо­те перед Пре­зи­ден­том и Наци­о­наль­ным мажи­ли­сом.

8. Заме­сти­те­лем Пре­зи­ден­та Стра­ны каза­хов явля­ет­ся Вице-пре­зи­дент. Он заме­ща­ет Пре­зи­ден­та в его отсут­ствие, а в осталь­ном под­чи­ня­ет­ся Пре­зи­ден­ту.

9. В Стране каза­хов будут [выс­шие орга­ны] вла­сти – зако­но­да­тель­ная (пар­ла­мент), испол­ни­тель­ная (пра­ви­тель­ство) и судеб­ная. Три вла­сти не под­чи­ня­ют­ся друг дру­гу и будут являть­ся сим­во­лом недо­пу­ще­ния без­за­ко­ния.

Как вид­но из этой цита­ты, в Про­ек­те основ­но­го Зако­на Алаш пост пре­мьер-мини­стра не преду­смот­рен. Сле­до­ва­тель­но, гла­вой госу­дар­ства и пра­ви­тель­ства, выс­ше­го испол­ни­тель­но­го орга­на вла­сти явля­ет­ся пре­зи­дент. 




Вырез­ка из орен­бург­ской газе­ты «Орен­бург­скій каза­чій вѣстникъ».

Рес­пуб­ли­ка Алаш роди­лась как еди­ная казах­ско-кир­гиз­ско-кара­кал­пак­ская авто­но­мия, а не одно­род­но казах­ской. Напри­мер, вот что писал неиз­вест­ный автор за под­пи­сью Н.Ч. в сво­ем мате­ри­а­ле «Авто­но­мія Каза­кы­ста­на», опуб­ли­ко­ван­ном в газе­те «Орен­бург­скій каза­чій вѣст­никъ»: «Кир­ги­зы дѣлят­ся на кай­са­ковъ и кара-кир­гизъ, но названіе «Алашъ» объ­еди­ня­етъ ихъ въ одну націю (на подобіе наше­го «Свя­тая Русь»). Сло­во это озна­ча­етъ еще воин­ствен­ный и свя­щен­ный при­зывъ всѣхъ кир­гизъ къ защитѣ, заме­няя труб­ный звукъ».

 «Алаш» — поня­тие более широ­кое по срав­не­нию с «Казак­ста­ном» и обни­ма­ет собою как самих кир­гиз-каза­ков, так и род­ствен­ный им народ кара-кир­ги­зов, - отме­чал Муста­фа Шокай в сво­ей ста­тье «Кир­гиз­ская Совет­ская Рес­пуб­ли­ка», опуб­ли­ко­ван­ной в гру­зин­ской газе­те «Воль­ный горец», — «Казак­стан», как поня­тие более узкое, огра­ни­чи­ва­ю­ще­е­ся исклю­чи­тель­но кир­гиз-каза­ка­ми, в пони­ма­нии самих кир­гиз все­гда имел отте­нок неко­то­ро­го узко­го наци­о­на­лиз­ма и шови­низ­ма».

      Более того, в 1918 году лиде­ры Алаш и Баш­ки­рии дого­во­ри­лись о созда­нии еди­но­го казах­ско-баш­кир­ско­го госу­дар­ства. По это­му пово­ду быв­ший гла­ва Алаш Орды Али­хан Букей­хан в сво­их послед­них пока­за­ни­ях сле­до­ва­те­лю НКВД от 6 авгу­ста 1937 года заявил сле­ду­ю­щее:

«В сен­тяб­ре 1918 года в горо­де Уфе состо­я­лось сове­ща­ние меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми пра­ви­тель­ства Алаш Орда и вали­дов­ско­го… баш­кир­ско­го пра­ви­тель­ства… На этом сове­ща­нии мы дого­во­ри­лись о… созда­нии еди­но­го Баш­ки­ро-Казах­ско­го госу­дар­ства… 

      Необ­хо­ди­мость при­ня­тия тако­го реше­ния была про­дик­то­ва­на сле­ду­ю­щи­ми сооб­ра­же­ни­я­ми:

      Во-пер­вых, необ­хо­ди­мо­стью объ­еди­не­ния наших воору­жен­ных сил для борь­бы с Совет­ской вла­стью…

      Во-вто­рых, смеж­ность тер­ри­то­рии и нали­чие в Баш­ки­рии зна­чи­тель­но­го коли­че­ство насе­ле­ния, состо­я­ще­го из обаш­ки­рив­ших­ся каза­хов (!).

      В-тре­тьих, выгод­ность соче­та­ния эко­но­ми­ки Казах­ста­на и Баш­ки­рии. Баш­кир­ская руда, лес и КАЗАХСКИЕ ХЛЕБ, СКОТ И НЕФТЬ.

      Исхо­дя из этих сооб­ра­же­ний мы счи­та­ли, что объ­еди­нив­шись, суме­ем создать свое госу­дар­ство, силь­ное в воен­ном и эко­но­ми­че­ском отно­ше­ни­ях».

В этих пока­за­ни­ях лидер Алаш был не до кон­ца откро­ве­нен. В Уфе вопрос о созда­нии «Феде­ра­ции  юго-восточ­ных  мусуль­ман­ских  обла­стей» обсуж­да­ли так­же лиде­ры Татар­ста­на и Тур­ке­ста­на. «Когда  речь  зашла о пред­по­ла­га­е­мом  назва­нии  буду­ще­го  госу­дар­ства, — утвер­ждал лидер Баш­ки­рии Ахмет Заки Вали­дов в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях, — Акчу­рин [Юсуф] посо­ве­то­вал  име­но­вать  его  «Феде­ра­ци­ей  восточ­ных  тур­ков». Али­хан [Букей­хан], в  свою  оче­редь, внёс  свои  кор­рек­ти­вы: сле­ду­ет  избе­гать  назва­ний,  кото­рые  дава­ли  бы  рус­ским повод  для  накле­и­ва­ния  на  нас  ярлы­ка  пан­тюр­киз­ма; в  буду­щем  и  такое  назва­ние  вполне  может  стать  при­ем­ле­мым,  а  пока  надо  огра­ни­чить­ся  «Мусуль­ман­ской  Феде­ра­ци­ей  Восточ­ной  Рос­сии». 

Об этом сви­де­тель­ству­ет набро­сок кар­ты пред­по­ла­га­е­мой тюр­ко-мусуль­ман­ской фере­да­ции, обна­ру­жен­ной в доку­мен­тах Алаш Орды в Госу­дар­ствен­ном архи­ве РФ в Москве (фото № 9).

Хочу обратить внимание на ещё один важный исторический факт

Из вос­по­ми­на­ний Ахмет-Заки Вали­до­ва так­же сле­ду­ет, что реше­ние о созда­нии Тур­ке­стан­ско­го мух­та­ри­а­та, более извест­но­го как «Коканд­ская авто­но­мия», было при­ня­то на экс­трен­ном сове­ща­нии, состо­яв­шем­ся в кон­це октяб­ря – нача­ле нояб­ря 1917 года в рези­ден­ции Тур­гай­ско­го комис­са­ра Али­ха­на Букей­ха­на. Сле­до­ва­тель­но, Тур­ке­стан­ский мух­та­ри­ат являл­ся про­ек­том лиде­ров «Алаш», что­бы пере­хва­тить ини­ци­а­ти­ву у мест­но­го ислам­ско­го духо­вен­ства и власть у боль­ше­ви­ков в южных обла­стях буду­щей Авто­но­мии Алаш и обез­опа­сить южные рубе­жи ещё до её обра­зо­ва­ния. Явным дока­за­тель­ством того, во-пер­вых, что Коканд­ская авто­но­мия обра­зо­ва­на по ини­ци­а­ти­ве и руко­вод­ству лиде­ров «Алаш», во-вто­рых – Тур­ке­стан рас­смат­ри­вал­ся как состав­ная часть еди­ной Авто­но­мии Алаш, слу­жит тот факт, что Муха­меджан Тыныш­бай­у­лы, будучи гла­вой Тур­ке­стан­ско­го мух­та­ри­а­та, а Муста­фа Шокай, будучи мини­стром его ино­стран­ных дел, на декабр­ском Все­ка­зах­ском курул­тае парал­лель­но изби­ра­ют­ся чле­на­ми Алаш Орды – пра­ви­тель­ства Авто­но­мии Алаш.

Ина­че гово­ря, Коканд­ская авто­но­мия была созда­на в про­ти­во­вес совет­ской вла­сти в Таш­кен­те для рав­но­ве­сия поло­же­ния в Тур­ке­стане, как одно из важ­ных усло­вий обра­зо­ва­ния Авто­но­мии Алаш.

Сле­до­ва­тель­но, конеч­ной целью идеи Алаш явля­лось вос­со­зда­ние из раз­роз­нен­ных тюрк­ских наро­дов, ока­зав­ших­ся под коло­ни­аль­ным игом Рос­сии, еди­но­го тюрк­ско­го госу­дар­ства, вели­кой тюрк­ской импе­рии или Тур­ке­ста­на. Позд­нее эту идею «Боль­шо­го Тур­ке­ста­на», нахо­дясь в эми­гра­ции во Фран­ции, раз­ви­вал и про­па­ган­ди­ро­вал Муста­фа Шокай.

Под­во­дя итог необ­хо­ди­мо при­знать тот исто­ри­че­ский факт, что 26 авгу­ста 1920 года Авто­ном­ная пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка Алаш была при­об­ра­зо­ва­на в Казах­скую (Кир­гиз­скую) Авто­ном­ную Совет­скую Соци­а­ли­сти­че­скую Рес­пуб­ли­ку. В дей­стви­тель­но­сти Казах­ская АССР явля­лась пра­во­пре­ем­ни­цей Авто­но­мии Алаш и де-юре, и де-факто, кото­рая в 1936 году ста­ла Казах­ской ССР, и кото­рая, в свою оче­редь, 16 декаб­ря 1991 года объ­яви­ла свою неза­ви­си­мость.

И в заклю­че­ние хочу пред­ло­жить:

1) Обра­тить­ся к Пре­зи­ден­ту Рес­пуб­ли­ки Казах­стан с пред­ло­же­ни­ем:

а) при­знать Авто­но­мию Алаш «Пар­ла­мент­ско-Пре­зи­дент­ской Рес­пуб­ли­кой» и дать насто­я­ще­му госу­дар­ствен­но­му обра­зо­ва­нию соот­вет­ству­ю­щую поли­ти­че­скую оцен­ку;

б) при­знать совре­мен­ную Рес­пуб­ли­ку Казах­стан пра­во­пре­ем­ни­цей Пар­ла­мент­ско-Пре­зи­дент­ской Рес­пуб­ли­ки Алаш;

в) о вне­сен­нии в пере­чень госу­дар­ствен­ных празд­ни­ков Рес­пуб­ли­ки Казах­стан 12 декаб­ря, день обра­зо­ва­ния Авто­ном­ной Пар­ла­мент­ско-Пре­зи­дент­ской Рес­пуб­ли­ки Алаш, как День обра­зо­ва­ния Совре­мен­но­го Казах­ста­на;

2) Обра­тить­ся в пра­ви­тель­ству Рес­пуб­ли­ки Казах­стан с пред­ло­же­ни­ем:

а) город Семей, в 1917–1920 годах функ­ци­о­ни­ро­вав­ший как сто­ли­ца Авто­ном­ной Пар­ла­менст­ко-Пре­зи­дент­ской Рес­пуб­ли­ки Алаш, при­знать пер­вой сто­ли­цей совре­мен­ной Рес­пуб­ли­ки Казах­стан;

б) горо­ду Семей вер­нуть его исто­ри­че­ское назва­ние «Алаш», под кото­рым город испол­нял функ­ции сто­ли­цы Авто­ном­ной Пар­ла­менст­ко-Пре­зи­дент­ской Рес­пуб­ли­ки Алаш и носил это назва­ние до 1926 года, с предо­став­ле­ни­ем ему ста­ту­са «горо­да рес­пуб­ли­кан­ско­го зна­че­ния»;

3) Обра­тить­ся к аки­ма­там Восточ­но-Казах­стан­ской обла­сти и горо­да Семей с пред­ло­же­ни­ем пере­име­но­вать ули­цу им. Л.И. Лени­на име­нем гла­вы (пре­зи­ден­та) Авто­ном­ной Пар­ла­мент­ско-Пре­зи­дент­ской Рес­пуб­ли­ки Алаш А.Н. Букей­ха­на, где 22 сен­тяб­ря 2017 года был офи­ци­аль­но открыт памят­ник ему;

4) Обра­тить­ся к аки­ма­ту горо­да Аста­ны с пред­ло­же­ни­ем об откры­тии аллеи Алаш на Левом бере­гу с уста­нов­кой в ее сере­дине памят­ни­ка Авто­но­мии и дея­те­лям Алаш;

5) Обра­тить­ся в мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки с пред­ло­же­ни­ем о при­сво­е­нии име­ни А.Н. Букей­ха­на, как выда­ю­ще­го­ся уче­но­го-энцик­ло­пе­ди­ста, круп­ней­ше­го спе­ци­а­ли­ста по сель­ско­му хозяй­ству Казах­ста­на (по зем­ле­де­лию, живот­но­вод­ству) Наци­о­наль­но­му аграр­но­му уни­вер­си­те­ту в г. Алма­ты;

6) Обра­тить­ся к аки­ма­ту Кара­ган­дин­ской обла­сти и горо­да Кара­ган­ды с пред­ло­же­ни­ем о пере­име­но­ва­нии Октябр­ско­го рай­о­на г. Кара­ган­ды име­нем А.Н. Букей­ха­на.

7) Обра­тить­ся к аки­ма­ту Восточ­но-Казах­стан­ской обла­сти и горо­да Семей с пред­ло­же­ни­ем взять под охра­ну госу­дар­ства быв­шие зда­ния, где в 1918–1920 годах нахо­ди­лись пра­ви­тель­ствен­ные учре­жде­ния Все­ка­зах­ско­го сове­та (пра­ви­тель­ства) Алаш Орды, в одном из кото­рых открыт музей Авто­но­мии Алаш и пра­ви­тель­ства Алаш Орды.

Сул­тан Хан Акку­лы