fbpx

Амиржан Косанов: Террористу не обязательно носить бороду

Итак, то, чего опа­са­лись пра­во­за­щит­ни­ки в послед­ние пол­го­да, слу­чи­лось – в Казах­стане был при­нят зако­но­про­ект о рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти. Весь­ма сомни­тель­ный и явно про­ти­во­ре­ча­щий неко­то­рым поло­же­ни­ям Кон­сти­ту­ции РК. Но это уже мало кого удив­ля­ет – на дво­ре сто­ит пере­ход­ный пери­од.

Еще в авгу­сте про­шло­го года упол­но­мо­чен­ные лица ответ­ствен­но заяв­ля­ли, что запре­та на корот­кие шта­ны в Казах­стане не будет. Одна­ко уже в нача­ле нынеш­не­го года в зако­но­про­ек­те чет­ко было ука­за­но, что попа­да­ет под стро­гий запрет «пуб­лич­ная демон­стра­ция при­зна­ков деструк­тив­ных рели­ги­оз­ных тече­ний». Кро­ме это­го, вво­дит­ся регла­мен­та­ция пове­де­ния гос­слу­жа­щих в рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ци­ях и фак­ти­че­ски запре­ща­ет­ся «сти­хий­ное» рели­ги­оз­ное обу­че­ние за рубе­жом.

Един­ствен­ное, что мож­но было при­вет­ство­вать – это запрет на вовле­че­ние несо­вер­шен­но­лет­них в рели­ги­оз­ные дей­ства, но и здесь есть мно­же­ство нюан­сов. Напри­мер, рас­пе­ва­ние детьми коляд на Рож­де­ство тоже мож­но при­рав­нять к этим нару­ше­ни­ям, а так­же к уже суще­ству­ю­щим огра­ни­че­ни­ям в законе о рели­гии. Впро­чем, это тема для отдель­но­го раз­го­во­ра, хотя она, фак­ти­че­ски, будет похо­жа на раз­ма­хи­ва­ние кула­ка­ми после дра­ки.

Понят­но, что эти дей­ствия направ­ле­ны на уже­сто­че­ние и без того жест­ких пра­вил. Вла­сти сей­час, осо­бен­но в усло­ви­ях тран­зит­но­го пери­о­да, крайне необ­хо­ди­мо дер­жать все под кон­тро­лем. Если с «тра­ди­ци­он­ны­ми рели­ги­я­ми» (какое-то непра­виль­ное поня­тие, по наше­му мне­нию) у них все хоро­шо, то раз­но­об­раз­ные рели­ги­оз­ные тече­ния обуз­дать ста­но­вит­ся все труд­нее. И речь здесь не обя­за­тель­но об Исла­ме, но имен­но с ним у боль­шин­ства свет­ских граж­дан ассо­ци­и­ру­ет­ся поня­тия «ради­каль­ность» и «деструктивность».Но Аста­на, похо­же, это дело рас­смат­ри­ва­ет не с рели­ги­оз­ной точ­ки зре­ния, а с обще­ствен­но-поли­ти­че­ской. Неслу­чай­но два года назад было созда­но Мини­стер­ство по делам рели­гий и граж­дан­ско­го обще­ства, что гово­рит о жела­нии вла­стей кон­тро­ли­ро­вать потен­ци­аль­ный про­тестный элек­то­рат «из одно­го каби­не­та». Кро­ме это­го, сей­час «ради­каль­ные» могут стать непри­ят­ным сюр­при­зом и для вла­сти, и для обще­ства в виде появ­ле­ния совер­шен­но неожи­дан­ной оппо­зи­ции в стране, кото­рая может затмить и ради­каль­ную, и кон­струк­тив­ную. И имен­но про­тив нее сей­час про­во­дят­ся «пре­вен­тив­ные меро­при­я­тия», кото­рые в ито­ге могут лишь усу­гу­бить ситу­а­цию.

Посмот­рим на это с прак­ти­че­ской точ­ки зре­ния. Идет по ули­це чело­век в уко­ро­чен­ных брю­ках и под­черк­ну­то неухо­жен­ной боро­дой. Его оста­нав­ли­ва­ют поли­цей­ские и начи­на­ют про­вер­ки. При этом, как мы поня­ли, еще нет нор­ма­тив­ной базы и соот­вет­ству­ю­щих инструк­ций, поэто­му фак­ти­че­ски корот­кие шта­ны попа­да­ют под запрет, как бы вла­сти не отго­ва­ри­ва­лись и не оправдывались.Вообще, во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях госу­дар­ства и рели­гии Казах­стан и ранее попа­дал под острую кри­ти­ку комис­са­ров ООН и дру­гих пра­во­за­щит­ни­ков с меж­ду­на­род­ны­ми ман­да­та­ми. Сей­час кри­ти­ки доба­вить­ся. И хоте­лось бы, что­бы ее боль­ше было внут­ри стра­ны, а то созда­ет­ся ощу­ще­ние, что Запад это вол­ну­ет боль­ше, чем нас самих. Поэто­му мы обра­ти­лись за корот­ки­ми ком­мен­та­ри­я­ми к неза­ви­си­мо­му поли­ти­ку, одно­му из учре­ди­те­лей Фору­ма «Жана Казах­стан»Амир­жа­ну Коса­но­ву с вопро­сом: Как вы дума­е­те, с какой целью вла­сти при­ня­ли этот зако­но­про­ект и тем самым еще более уже­сто­чи­ли и без того жест­кие зако­ны в сфе­ре рели­гии?– Конеч­но, с таким все­лен­ским злом, как тер­ро­ризм и экс­тре­мизм, надо бороть­ся! При­чем без­жа­лост­но и нещад­но и пони­мая, что и сопро­тив­ле­ние будет нешу­точ­ным! К сожа­ле­нию, за эти годы из-за нере­ши­тель­но­сти и неком­пе­тент­но­сти вла­сти мно­гое в этой сфе­ре упу­ще­но. Ныне надо все навер­сты­вать. В том чис­ле и на зако­но­да­тель­ном уровне.
Цель таких попра­вок понят­на: есть общий тренд, с кото­рым никто и не спо­рит, и власть ста­ра­ет­ся идти в ногу со вре­ме­нем. Тем более, что Казах­стан по Кон­сти­ту­ции явля­ет­ся свет­ским госу­дар­ством.
Но надо понять одно важ­ное обсто­я­тель­ство: дело не во внеш­них при­зна­ках (они, кста­ти, могут быть вполне без­обид­ны­ми), а во внут­рен­ней состав­ля­ю­щей каж­до­го потен­ци­аль­но­го экс­тре­ми­ста – голо­ве и серд­це, кото­рые, увы, дав­но уже чужие для офи­ци­аль­ной идео­ло­гии и дав­но уже живут сво­ей, отстра­нен­ной от госу­дар­ства, жиз­нью: там пра­вят бал дру­гие цен­но­сти и ори­ен­ти­ры! А ведь любой тер­ро­рист или экс­тре­мист может совер­шить свое чер­ное дело и будучи бри­тым и оде­тым по послед­не­му сло­ву моды!Это точ­но, бороть­ся с внеш­ни­ми при­зна­ка­ми – глу­по. Да и с послед­стви­я­ми – тоже позд­но. Поэто­му…– Поэто­му, для того, что­бы успеш­но бороть­ся с рели­ги­оз­ным экс­тре­миз­мом и ради­ка­лиз­мом, надо, для нача­ла, госу­дар­ству обра­тить вни­ма­ние на соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и гума­ни­тар­ные про­бле­мы, кото­рые оно же и созда­ло! В первую оче­редь, для моло­де­жи, у кото­рой нет ника­ких соци­аль­ных пер­спек­тив. Для это­го нуж­ны, как мини­мум, само­кри­ти­ка и при­зна­ние сво­их оши­бок в этих сфе­рах за послед­ние 27 лет! А это­го от нашей вла­сти не дождешь­ся! Вот она и симу­ли­ру­ет свою актив­ность, огра­ни­чи­ва­ясь локаль­ны­ми изме­не­ни­я­ми, не заде­вая глу­бин­ную сущ­ность про­бле­мы.Не столк­нут­ся ли вла­сти и все обще­ство с обрат­ным резуль­та­том — когда после­до­ва­те­ли тех или иных рели­ги­оз­ных тече­ний ста­нут отве­чать агрес­си­ей на агрес­сию?– Нуж­но быть гото­вым к тако­му пово­ро­ту собы­тий. И дело здесь не толь­ко в фана­тиз­ме после­до­ва­те­лей неко­то­рых сект.  Есть еще одно важ­ное обсто­я­тель­ство, о кото­ром мно­гие пред­по­чи­та­ют мол­чать. Дело в том, что у ряда струк­тур име­ю­щих отно­ше­ние к нетра­ди­ци­он­ной рели­гии есть покро­ви­те­ли в верх­них эше­ло­нах вла­сти. И лич­но у меня созда­ет­ся такое впе­чат­ле­ние, что они сво­им поли­ти­че­ским весом и вли­я­ни­ем ока­зы­ва­ют неглас­ное дав­ле­ние на наши офи­ци­аль­ные орга­ны при при­ня­тии важ­ных реше­ний каса­ю­щих­ся регу­ли­ро­ва­ния рели­ги­оз­ной сфе­ры.

Aldarkose.com