fbpx

Неизбежность ПРОТЕСТОВ или О парижских уроках для Казахстана



Про­дол­жи­тель­ность и фор­мы про­яв­ле­ния народ­но­го гне­ва быва­ют раз­ные. Он, этот самый гнев, может про­явить­ся за день и в мгно­ве­нье ока сверг­нуть любо­го пра­ви­те­ля.

А может длить­ся и дол­го, как это име­ет место в слав­ном горо­де Пари­же: акции про­те­ста «жел­тых жиле­тов» идут уже 6-ю неде­лю: послед­ний, 5-й акт, хоть и был не таким мас­со­вым, как ранее, но все же заста­вил пере­жить Ели­сей­ский дво­рец непри­ят­ные выход­ные. За это вре­мя меня­лась ампли­ту­да настро­е­ний и настроя, име­ли место раз­ные сте­пе­ни актив­но­сти, вплоть до сокру­ше­ния вит­рин и ван­да­лиз­ма. Власть (конеч­но, скре­пя серд­це) пошла на уступ­ки, при­знав свою вину, но про­те­сту­ю­щие, по всей види­мо­сти, не наме­ре­ны отсту­пать.

О при­чи­нах и послед­стви­ях париж­ских собы­тий напи­са­но нема­ло. И пото­му, не желая повто­рять уже озву­чен­ные мыс­ли, оста­нов­люсь лишь на одном аспек­те: какие уро­ки долж­ны извлечь мы в Казах­стане?

Пер­во­при­чи­на «жилет­но­го вос­ста­ния», конеч­но же, эко­но­ми­че­ская: людей воз­му­ти­ло повы­ше­ние нало­гов на авто­мо­биль­ное топ­ли­во.
И у нас такая же ситу­а­ция с теми же цена­ми на бен­зин (не зря же все вла­сти в уни­сон – и там, и у нас – твер­дят об общей, пла­не­тар­ной при­чине оче­ред­но­го повы­ше­ния цен – о миро­вых ценах на нефть). И если в той же Фран­ции речь идет о кро­хот­ных цен­тах, то у нас скач­ки цен име­ют иные тем­пы! Добавь­те сюда наше спе­ци­фи­че­ское обсто­я­тель­ство – сопут­ству­ю­щий рост цен на про­дук­ты пита­ния и това­ры пер­вой необ­хо­ди­мо­сти, и тот же абсо­лют­но несрав­ни­мый с запад­ны­ми стра­на­ми уро­вень дохо­дов граж­дан! Чем вам не пред­ре­во­лю­ци­он­ная ситу­а­ция?! Зна­чит, и у нас есть все пред­по­сыл­ки для появ­ле­ния «жиле­тов» раз­ных цве­тов и мастей!

Да, власть пери­о­ди­че­ски оза­бо­чи­ва­ет­ся уров­нем цен, елба­сы про­во­дит пока­за­тель­но «жест­кие бесе­ды» со сво­и­ми под­чи­нен­ны­ми, народ и, уви­дев такую актив­ность пре­зи­ден­та, не может нара­до­вать­ся! Но про­хо­дит вре­мя, и цены воз­вра­ща­ют­ся «на кру­ги своя», при­чем в такие рам­ки, кото­рые устра­и­ва­ют моно­поль­ных оли­гар­хов. Они у елба­сы, как у Хри­ста за пазу­хой! И пока мы не пору­шим эту кру­го­вую пору­ку, воз и впредь будет там, ибо про­цесс чудо­вищ­но­го и досе­ле небы­ва­ло­го сра­щи­ва­ния вла­сти и боль­шо­го капи­та­ла у нас идет пол­ным ходом!

Есть в этих собы­ти­ях и одно­знач­ная поли­ти­че­ская подо­пле­ка: недо­воль­ные цена­ми фран­цу­зы при­зва­ли к отве­ту не про­филь­но­го мини­стра и даже не пре­мьер-мини­стра, а пре­зи­ден­та Мак­ро­на. Это у нас за рост цен отду­ва­ет­ся министр или гла­ва анти­мо­но­поль­но­го ведом­ства! У них берут выше, что выше уже неку­да (раз­ве толь­ко к Бого­ма­те­ри обра­щать­ся, бла­го ее Собор нахо­дит­ся в Пари­же)!
Раз­ви­тие собы­тий в Пари­же и дру­гих горо­дах стра­ны нагляд­но пока­зы­ва­ет, что цены на горю­чее были лишь пово­дом для про­те­ста: как ока­за­лось, и в бла­го­по­луч­ной стране, уро­вень жиз­ни кото­рой мы сами ста­ви­ли в при­мер, суще­ству­ет сонм нере­шен­ных (на взгляд про­те­сту­ю­щих) про­блем. В сво­их тре­бо­ва­ни­ях «жел­тые жиле­ты» каса­ют­ся прак­ти­че­ски всех сфер жиз­ни обще­ства, вклю­чая даже внеш­нюю поли­ти­ку! И извест­ный и под­за­бы­тый тезис о том, что нере­ше­ние соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских тре­бо­ва­ний неми­ну­е­мо при­ве­дет к тре­бо­ва­ни­ям поли­ти­че­ским, пока­зы­ва­ет свою уни­вер­саль­ность и жиз­не­спо­соб­ность!

Такое име­ет место и у нас: люди видят, что кор­нем всех про­блем в стране явля­ют­ся не отдель­ные пло­хие зако­ны и отдель­ные неком­пе­тент­ные чинов­ни­ки, а выстро­ен­ная под инте­ре­сы одно­го чело­ве­ка, урод­ли­вая и анти­на­род­ная, ори­ен­ти­ро­ван­ная на корыст­ные инте­ре­сы узко­го кру­га самых бога­тых людей, поли­ти­че­ская систе­ма! И не слу­чай­но в чере­де то и дело появ­ля­ю­щих­ся акций локаль­но­го про­те­ста все чаще зву­чат анти­ре­жим­ные нот­ки, вклю­чая и отстав­ку само­го елба­сы.

Гово­ря о казах­стан­ской поли­ти­ке, мы не упо­ми­на­ем такой кри­те­рий, как мораль. При­ме­ни­тель­но к Фран­ции, родине вели­ких мора­ли­стов, ска­жу: Мак­рон попро­сил изви­не­ния у сво­их сограж­дан. Он при­знал свою часть ответ­ствен­но­сти. Он не стал, как водит­ся у нас, всю вину взва­лить на сво­их под­чи­нен­ных. Он посту­пил как насто­я­щий и ответ­ствен­ный поли­тик. Да, в ходе народ­ных выступ­ле­ний были при­ме­не­ны спе­ци­аль­ные сред­ства и задер­жа­но око­ло полу­то­ра тысяч людей. Но это были те, кто заме­чен в бес­по­ряд­ках и нару­ше­нии зако­нов. Те, кто мир­но про­те­сто­вал, не нару­шая обще­ствен­ный поря­док, не задер­жи­ва­лись.

А у нас?

Возь­мем хотя бы про­шед­шие празд­нич­ные дни (хотя какие там празд­ни­ки: ару­а­хи Жел­ток­са­на и Жана­о­зе­на не про­стят забве­ние тех, кто стал жерт­вой двух страш­ных тра­ге­дий)! Поли­ция пря­мо на выхо­де из домов и квар­тир скру­чи­ва­ла граж­дан­ских акти­ви­стов и отправ­ля­ла их под стра­жу! Ника­ких фор­маль­ных пово­дов для такой пре­вен­тив­ной акции со сто­ро­ны пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов предъ­яв­ле­но не было! Это был самый насто­я­щий поли­цей­ский про­из­вол! И такое слу­ча­ет­ся не пер­вый раз!

Такое пове­де­ние поли­ции – не что иное, как тоталь­ный (гра­ни­ча­щий с фаталь­но­стью!) страх дей­ству­ю­щей вла­сти перед воз­мож­ны­ми народ­ны­ми выступ­ле­ни­я­ми, перед любы­ми, самы­ми мало-маль­ски­ми фор­ма­ми недо­воль­ства! Не зря все эти годы у нас все обще­ствен­но-поли­ти­че­ское зако­но­да­тель­ство было под­верг­ну­то жесто­чай­шей экзе­ку­ции, и кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва, и сво­бо­ды граж­дан были без­жа­лост­но сек­ве­стри­ро­ва­ны и све­де­ны на нет! И ныне не Чело­век, а поли­цей­ский сто­ит на вер­шине пра­во­вой пира­ми­ды! И, это важ­но для пони­ма­ния общей ситу­а­ции, поли­цей­ский чув­ству­ет это и ведет себя соот­вет­ствен­но!

Добав­лю о мора­ли так­же и сле­ду­ю­щее, что при­ме­ни­мо к нашим реа­ли­ям. Власть, в том чис­ле и сам елба­сы, вполне снос­но овла­де­ли новой (рань­ше тако­го трен­да в его выступ­ле­ни­ях не было заме­че­но!) рито­ри­кой, суть кото­рой сво­дит­ся к сле­ду­ю­ще­му: «За все, что вы име­е­те, вы долж­ны бла­го­да­рить госу­дар­ство, оно вам все это дало! Нече­го упо­вать на госу­дар­ство, надо выжи­вать самим! У госу­дар­ства нет бес­плат­ных квар­тир, бес­плат­ной меди­ци­ны!».

Такое ощу­ще­ние, что власть забы­ла одну из глав­ных ста­тей (запо­ве­дей!) Кон­сти­ту­ции, где чер­ным по бело­му утвер­жда­ет­ся, что Казах­стан – соци­аль­ное госу­дар­ство! И Фран­ция, на зна­ме­нах кото­рой начер­та­ны соци­ал-демо­кра­ти­че­ские прин­ци­пы «Сво­бо­да! Равен­ство! Брат­ство!» – ей не чета!

Наша власть запа­мя­то­ва­ла, что, рабо­тая ден­но и нощ­но, в поте лица и не покла­дая рук, народ кор­мит не толь­ко себя, но и содер­жит всю чинов­ни­чью ора­ву, кото­рая, кста­ти, уве­ли­чи­ва­ет­ся с каж­дым годом! Так что, надо бы разо­брать­ся, кто за чей счет живет! Имен­но он, народ, а не рас­пло­див­ший­ся бюро­кра­ти­че­ский аппа­рат попол­ня­ет бюд­жет!

Кто вывел на ули­цы фран­цуз­ских горо­дов граж­дан? Не офи­ци­аль­ная оппо­зи­ци­он­ная пар­тия. Не кон­крет­ная, попу­ляр­ная в наро­де пер­со­на – поли­тик или оли­гарх, рабо­чий или уче­ный. «Жел­тые жиле­ты» не име­ют явно­го лиде­ра, но несмот­ря на это, они чрез­вы­чай­но орга­ни­зо­ва­ны и струк­ту­ри­ро­ва­ны. Они объ­еди­не­ны не толь­ко жела­ни­ем оста­но­вить рост цен. За это вре­мя они сфор­му­ли­ро­ва­ли целую поли­ти­че­скую плат­фор­му, в кото­рой отра­же­ны прак­ти­че­ски все, аль­тер­на­тив­ные про­во­ди­мо­му вла­стью кур­су, прин­ци­пы. Ее слож­но назвать пар­тий­ной – такое узкое поня­тие, как пар­тия, объ­ек­тив­но не вме­ща­ет в себя всю палит­ру про­тестных настро­е­ний сво­бо­до­лю­би­во­го фран­цуз­ско­го наро­да!

А что у нас?

Офи­ци­аль­ная оппо­зи­ция лик­ви­ди­ро­ва­на. Зако­ны уже­сто­че­ны донель­зя. Но все эти пре­вен­тив­ные меры ничто по срав­не­нию с бушу­ю­щи­ми в обще­стве про­тестны­ми настро­е­ни­я­ми. И нет ника­кой гаран­тии, что в один пре­крас­ный день в Казах­стане не появят­ся такие же «жиле­ты», цвет и лозун­ги кото­рых будут абсо­лют­но про­ти­во­по­лож­ны цве­ту и лозун­гам пра­вя­щей пар­тии «Нур Отан». Мож­но закрыть все юри­ди­че­ские воз­мож­но­сти для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния легаль­ной оппо­зи­ции, лик­ви­ди­ро­вать все неугод­ные СМИ. Но оста­но­вить общую логи­ку исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, кото­рая гла­сит: «Любая фор­ма авто­ри­та­риз­ма, подав­ля­ю­ще­го пра­ва и сво­бо­ды граж­дан, рано или позд­но, падет!», невоз­мож­но! Добавь­те сюда и уни­каль­ные орга­ни­за­ци­он­ные воз­мож­но­сти интер­не­та, мобиль­ной свя­зи, соци­аль­ных сетей и мес­сен­дже­ров.

Ну нель­зя же счи­тать став­шую тра­ди­ци­он­ной еже­ве­чер­нюю часо­вую бло­ки­ров­ку того же «Фейс­бу­ка» (к кото­рой уже при­вык казах­стан­ский сег­мент дети­ща Цукер­бер­га) гаран­ти­ей нерас­про­стра­не­ния неже­ла­тель­ных для вла­стей идей и инфор­ма­ции!

Собы­тия во Фран­ции (и не толь­ко), свя­зан­ные с рас­ту­щим недо­воль­ством про­стых людей на фоне суперобо­га­ще­ния узко­го кру­га людей, под­ни­ма­ют извеч­ный для чело­ве­че­ства вопрос о соот­но­ше­нии либе­ра­лиз­ма и соци­ал-демо­кра­ти­че­ских идей. Мир, сумев­ший на Боль­шом анд­рон­ном кол­лай­де­ре дой­ти до самых мель­чай­ших частиц ато­ма, до сих пор не нашел балан­са меж­ду эти­ми дву­мя опре­де­ля­ю­щи­ми идео­ло­ги­че­ски­ми тече­ни­я­ми, тези­сы кото­рых каса­ют­ся каж­до­го чело­ве­ка напря­мую!

Без нахож­де­ния такой уни­вер­саль­ной фор­му­лы чело­ве­че­ство обре­че­но на пери­о­ди­че­ские бун­ты, рево­лю­ции и, как след­ствие, сме­ны режи­мов функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­ки (то есть все­го бытия).

PS. Вся­кое дей­ство рож­да­ет… про­дол­же­ние дей­ства! Так слу­чи­лось и во Фран­ции – вслед за «жел­ты­ми жиле­та­ми» появи­лись и «синие жиле­ты»: два проф­со­ю­за поли­цей­ских при­зва­ли про­ве­сти двух­днев­ную заба­стов­ку. Как сооб­ща­ет Euronews, «после пяти недель напря­жен­ной рабо­ты в свя­зи с мани­фе­ста­ци­я­ми по всей стране и тер­ак­том в Страс­бур­ге проф­со­ю­зы заяв­ля­ют, что стра­жи поряд­ка крайне исто­ще­ны и уста­ли, а пото­му тре­бу­ют улуч­ше­ния усло­вий тру­да и повы­ше­ния зара­бот­ной пла­ты».

Что ж, как поет­ся в песне, «есть у рево­лю­ции нача­ло, нет у рево­лю­ции кон­ца»?!

Амир­жан КОСАНОВ,
спе­ци­аль­но для «D»