fbpx

Республика Алаш: 100 лет спустя

Дирек­тор Инсти­ту­та Сул­тан Хан Акку­лы счи­та­ет, что сто­лет­ний Юби­лей Рес­пуб­ли­ки Алаш – это исто­ри­че­ское собы­тие, кото­рое необ­хо­ди­мо отме­тить в обще­на­ци­о­наль­ном мас­шта­бе. По его мне­нию, в 1920 году имен­но Авто­но­мия Алаш ста­ла поли­ти­че­ским и идео­ло­ги­че­ским фун­да­мен­том совре­мен­но­го Казах­ста­на.

Вари­ант ста­тьи на казах­ском язы­ке

Что означает термин «Алаш»?

Сего­дня казах­ское наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние нача­ла ХХ века, запад­но­ори­ен­ти­ро­ван­ную часть казах­ской наци­о­наль­ной интел­ли­ген­ции при­ня­то назы­вать «наци­о­наль­ное дви­же­ние «Алаш» или «эли­та «Алаш». Осно­ва­ни­ем для это­го явля­ет­ся созда­ние пер­вой казах­ской наци­о­наль­ной либе­раль­но-демо­кра­ти­че­ской пар­тии по ини­ци­а­ти­ве А.Н. Букей­ха­на на пер­вом Все­ка­зах­ском съез­де. К тому же, офи­ци­аль­ная сто­ли­ца (до мая 1917 года посё­лок Зареч­ная Сло­бод­ка, поз­же при­со­еди­нён­ная к Семи­па­ла­тин­ску, ныне Семей) Наци­о­наль­но-демо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки носи­ла офи­ци­аль­ное назва­ние «Алаш».

Алаш Орда — это назва­ние Народ­но­го сове­та – выс­ше­го поли­ти­че­ско­го и испол­ни­тель­но­го орга­на госу­дар­ствен­ной вла­сти (пра­ви­тель­ства) Наци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ной авто­но­мии Алаш по объ­яв­ле­нию, но Наци­о­наль­но-демо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки по сути.

Народ­ный совет (пра­ви­тель­ство) Алаш Орда состо­ял из 25 чле­нов (комис­са­ров), 10 из кото­рых было предо­став­ле­но пред­ста­ви­те­лям дру­гих наро­дов и этно­сов, пере­се­лив­ших­ся в Казах­ские Степ­ной и Тур­ке­стан­ский края. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей дру­гих наро­дов чле­на­ми Алаш Орды были Гри­го­рий Пота­нин и Вадим Чай­кин.

Восемь чле­нов пра­ви­тель­ства Алаш Орда из 15 комис­са­ров Народ­но­го сове­та Алаш Орда име­ли выс­шее юри­ди­че­ское обра­зо­ва­ние, один из кото­рых имел науч­ную сте­пень маги­стра пра­ва (Жакып Акбай­у­лы), четы­ре из них в 1906–1907 годах изби­ра­лись депу­та­та­ми І и ІІ Госу­дар­ствен­ной думы. Пять чле­нов Алаш Орды (А. Букей­хан, Б. Кул­ма­ну­лы, М. Шокай, М. Тыныш­бай­у­лы и А. Бирим­жан) с мар­та-апре­ля по декабрь 1917 года зани­ма­ли долж­ность комис­са­ра Все­рос­сий­ско­го Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства от обла­сти до уез­да, двое из них явля­лись чле­на­ми Чрез­вы­чай­но­го коми­те­та Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства по управ­ле­нию Тур­ке­ста­ном (А. Букей­хан, М. Тыныш­бай­у­лы). Ахмет Бирим­жан (Берем­жа­нов), как и Айдар­хан Тур­лы­бай­у­лы (Тур­лу­ба­ев), имел солид­ный опыт рабо­ты в судеб­ной систе­ме цар­ской Рос­сии, был депу­та­том Думы сра­зу двух созы­вов 1906–1907 годов, еще один выпуск­ник юри­ди­че­ско­го факуль­те­та Санкт-Петер­бург­ско­го Импе­ра­тор­ско­го уни­вер­си­те­та Раим­жан Мар­се­ку­лы (Мар­се­ков) с 1902 по 1917 годы непре­рыв­но зани­мал­ся адво­кат­ской прак­ти­кой (при­сяж­ный пове­рен­ный). Дру­гой юрист по обра­зо­ва­нию Жан­ша Досму­ха­ме­ду­лы (Жаган­ша или Жихан­ша Досму­ха­ме­дов) – за корот­кий пери­од успел под­нять­ся на высо­кий пост в орга­нах про­ку­ра­ту­ры само­дер­жав­ной Рос­сии (заме­сти­тель про­ку­ро­ра Том­ской губер­нии). В нояб­ре 1917 года все 15 чле­нов Алаш Орды без исклю­че­ния были избра­ны в чле­ны Все­рос­сий­ско­го учре­ди­тель­но­го собра­ния.

Сре­ди комис­са­ров и кан­ди­да­тов в комис­са­ры Алаш Орды так­же были восто­ко­вед, инже­нер желез­но­до­рож­но­го транс­пор­та, воен­ный врач, агро­ном, уче­ный-лесо­вод, мате­ма­тик и дру­гие высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные и опыт­ные кад­ры. Один лишь Отын­шы Аль­жа­ну­лы (Отун­чи Аль­д­жа­нов) имел средне-спе­ци­аль­ное обра­зо­ва­ние (омская учи­тель­ская семи­на­рия) и доста­точ­но боль­шой опыт педа­го­ги­че­ской и пуб­ли­ци­сти­че­ской дея­тель­но­сти.

Созвучие Алаш Орды с Алтын Ордой было далеко неслучайным. Отцы-основатели заложили в его название скрытый, но глубокий и далекоидущий смысл.

Созву­чие Алаш Орды с наиме­но­ва­ни­ем чин­гиз­ха­нов­ской импе­рии Алтын Орда — вели­чай­шей импе­рии во всей исто­рии чело­ве­че­ства – было дале­ко неслу­чай­ным. Отцы-осно­ва­те­ли зало­жи­ли в его назва­ние скры­тый, но глу­бо­кий и дале­ко­и­ду­щий смысл, озна­ча­ю­щий бук­валь­но: «Алаш» — назва­ние еди­но­го тюрк­ско­го наро­да, «Орда» — «Госу­дар­ство» (или «Импе­рия»).

Что каса­ет­ся тер­ми­на «Алаш», то необ­хо­ди­мо отме­тить сле­ду­ю­щее. Ещё в 1910 году в исто­ри­ко-спра­воч­ном очер­ке «Каза­хи» (в ориг. «Кир­ги­зы») идей­ный осно­во­по­лож­ник и лидер дви­же­ния «Алаш» Али­хан Букей­хан писал, что у каза­хов бое­вым кли­чём явля­лось «имя мифи­че­ско­го лица Ала­ша». В 1913 году в ста­тье «Қаза­қтың тарихы» (букв. «Исто­рия каза­хов») он дал более раз­вер­ну­тое тол­ко­ва­ние име­ни Алаш, что, по его мне­нию, озна­ча­ло «чело­век оте­че­ства». «Джу­чи хану было при­сво­е­но народ­ное имя «Алаш», — отме­ча­лось в этой ста­тье, под­пи­сан­ной псев­до­ни­мом Түрік бала­сы (букв. «Пото­мок тюр­ков», один из мно­го­чис­лен­ных псев­до­ни­мов А.Н. Букей­ха­на.), — Это озна­ча­ет «Алаш – голо­ва ала­шев­цев» («голо­ва оте­че­ства» Т. Б.)».

В 1905–1917 годах имя «Алаш» ста­ло иде­ей казах­ско­го наци­о­наль­но­го воз­рож­де­ния, про­грам­мой созда­ния совре­мен­ной наци­о­наль­ной куль­ту­ры и еди­ной нации, лозун­гом и зна­ме­нем борь­бы за вос­ста­нов­ле­ние наци­о­наль­ной госу­дар­ствен­но­сти.

Об объ­еди­ня­ю­щей силе идеи «Алаш» сви­де­тель­ству­ет тот исто­ри­че­ский факт, что в нояб­ре 1917 года в выбо­рах во Все­рос­сий­ское учре­ди­тель­ное собра­ние пар­тия «Алаш» одер­жа­ла три­ум­фаль­ную побе­ду над все­ми дру­ги­ми, в том чис­ле пар­ти­ей «Үш жүз» («Три жуза») и РСДРП (мень­ше­ви­ков и боль­ше­ви­ков), и полу­чи­ла все 43 депу­тат­ских ман­да­та. В целом, пар­тия «Алаш» заня­ла вось­мое место сре­ди полу­сот­ни пар­тий, суще­ство­вав­ших в Рос­сии нака­нуне Октябрь­ско­го пут­ча.

Эли­та «Алаш» счи­та­ла, что бороть­ся про­тив могу­ще­ствен­ной рус­ской импе­рии, пусть даже эко­но­ми­че­ски отста­лой от Запад­ной Евро­пы, и вер­нуть неза­ви­си­мость путём воору­жен­но­го вос­ста­ния невоз­мож­но. Такой путь борь­бы, по убеж­де­нию эли­ты Алаш, не най­дет мас­со­вой под­держ­ки в наро­де, о чём крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ство­ва­ло пора­же­ние вос­ста­ния хана Кене­са­ры.

На их взгляд, не насиль­ствен­ный и не воору­жен­ный путь метод совре­мен­ной поли­ти­че­ский борь­бы за неза­ви­си­мость дол­гий, но самый вер­ный. Поэто­му запад­но­ори­ен­ти­ро­ван­ная интел­ли­ген­ция «Алаш» во гла­ве с Али­ха­ном Букей­ха­ном ста­ла сотруд­ни­чать с наи­бо­лее про­грес­сив­ны­ми поли­ти­че­ски­ми сила­ми самой импе­рии, как, напри­мер, Кон­сти­ту­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ская пар­тия, про­грамм­ные цели и зада­чи кото­рой в целом отра­жа­ли стрем­ле­ния и чая­ния каза­хов.

Наиболее вероятный путь, который мог привести казахов к независимости, лежал прежде всего через радикальное реформирование самой колониальной империи.

Наи­бо­лее веро­ят­ный путь, кото­рый мог при­ве­сти каза­хов к наци­о­наль­но­му само­опре­де­ле­нию, а затем и пол­ной неза­ви­си­мо­сти, на взгляд лиде­ров «Алаш», лежал преж­де все­го через ради­каль­ное рефор­ми­ро­ва­ние самой коло­ни­аль­ной импе­рии: пре­об­ра­зо­ва­ние Рос­сии из само­дер­жа­вия в феде­ра­тив­ное пар­ла­мент­ское демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство.

Лидер «Алаш» Али­хан Букей­хан был убеж­ден, что без пере­хо­да Рос­сии из монар­хии в феде­ра­тив­ную пар­ла­мент­ско-демо­кра­ти­че­скую рес­пуб­ли­ку, каза­хам не вер­нуть сво­их искон­ных земель, объ­яв­лен­ных в 1868 году «соб­ствен­но­стью рос­сий­ской каз­ны», и не добить­ся вос­ста­нов­ле­ния наци­о­наль­ной госу­дар­ствен­но­сти. Будучи чле­ном самой вли­я­тель­ной рос­сий­ской поли­ти­че­ской пар­тии 1905–1917 годов (с 1912 года член её ЦК) – Кон­сти­ту­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ской или кадет­ской пар­тии, а так­же всту­пив в ряды рос­сий­ских масо­нов (1908–1917 гг.), Али­хан Букей­хан стре­мил­ся объ­еди­нить все про­грес­сив­ные силы импе­рии и напра­вить их общие уси­лия на свер­же­ние само­дер­жа­вия.

После Фев­раль­ской рево­лю­ции 1917 года, А. Букей­хан и его сорат­ни­ки вышли из кадет­ской пар­тии и созда­ли первую казах­скую либе­раль­но-демо­кра­ти­че­скую пар­тию, кото­рую назва­ли «Алаш».

Восстановление независимости с ханской властью элита Алаш считала архаичным и бесперспективным.

Вос­ста­нов­ле­ние неза­ви­си­мо­сти с преж­ним хан­ским инсти­ту­том госу­дар­ствен­ной вла­сти эли­та Алаш во гла­ве с пря­мым потом­ком Чин­гис хана Али­ха­ном Букей­ха­ном счи­та­ла арха­ич­ным и бес­пер­спек­тив­ным. Поэто­му эли­та Алаш сво­ей целью поста­ви­ла реше­ние стра­те­ги­че­ских задач, часть кото­рых была отра­же­на в зна­ме­ни­той «Кар­ка­ра­лин­ской пети­ции» 1905 года, кото­рая была опуб­ли­ко­ва­на в 1905 году в санкт-петер­бург­ской газе­те «Сын оте­че­ства», в авгу­сте 1906 года в омской «Иртыш», кото­рую редак­ти­ро­вал сам Букей­хан.

Элита Алаш была убеждена: нет государства без собственной территории.

В чет­вер­том пунк­те пети­ции гово­ри­лось, что необ­хо­ди­мо добить­ся «при­зна­ния зем­ли, зани­ма­е­мой каза­ха­ми, их соб­ствен­но­стью». Эли­та Алаш была убеж­де­на: нет госу­дар­ства без соб­ствен­ной тер­ри­то­рии.

Казахи требовали внедрения родного языка и письменности в делопроизводстве местных органах власти и суда.

Соглас­но вто­ро­му пунк­ту пети­ции, каза­хи тре­бо­ва­ли внед­ре­ния род­но­го язы­ка и пись­мен­но­сти во всех началь­ных шко­лах, где обу­ча­ют­ся дети каза­хов, в дело­про­из­вод­стве мест­ных орга­нах вла­сти и суда.

В соот­вет­ствии с тре­тьим пунк­том пети­ции — «для выяс­не­ния теку­щих нужд казах­ско­го наро­да необ­хо­ди­мо изда­ние газет на казах­ском язы­ке, для чего потре­бу­ет­ся уста­нов­ле­ние явоч­но­го поряд­ка на изда­ние газет без пред­ва­ри­тель­ной цен­зу­ры и на откры­тие типо­гра­фий».

Одной из стра­те­ги­че­ских целей дви­же­ния «Алаш» и его лиде­ра явля­лось вве­де­ние в казах­ском Степ­ном и Тур­ке­стан­ском кра­ях так назы­ва­е­мо­го зем­ства, что дава­ло воз­мож­ность мест­но­му само­управ­ле­нию рас­по­ря­жать­ся зна­чи­тель­ной частью нало­гов и так назы­ва­е­мым «казах­ским капи­та­лом» для откры­тия наци­о­наль­ных школ, боль­ниц, дорог и дру­гих важ­ных соци­аль­но-куль­тур­ных объ­ек­тов, то есть напра­вить на раз­ви­тие мест­ной инфра­струк­ту­ры.

Интел­ли­ген­ция «Алаш» рас­смат­ри­ва­ла зем­ство ещё и как куз­ни­цу наци­о­наль­ных управ­лен­че­ских кад­ров не толь­ко для мест­но­го само­управ­ле­ния, но и буду­ще­го наци­о­наль­но­го госу­дар­ства.

Доби­ва­ясь вве­де­ния зем­ства в Степ­ном и Тур­ке­стан­ском кра­ях, эли­та «Алаш» пре­сле­до­ва­ла дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву – стро­и­тель­ство совре­мен­но­го казах­ско­го госу­дар­ства с проч­ным фун­да­мен­том – раз­ви­тия мест­но­го само­управ­ле­ния и инфра­струк­ту­ры.

Вве­де­ние для каза­хов воин­ской повин­но­сти путём отме­ны зако­на 1834 года, по кото­ро­му каза­хи были осво­бож­де­ны от воин­ской служ­бы, явля­лось ещё одним важ­ным пунк­том стра­те­гии дви­же­ния «Алаш».

Для фор­ми­ро­ва­ния из каза­хов легаль­ных кон­но-кава­ле­рий­ских войск с само­сто­я­тель­ным (наци­о­наль­ным) вой­ско­вым управ­ле­ни­ем, лиде­ры Алаш были не прочь вос­поль­зо­вать­ся помо­щью, напри­мер, баш­кир, а так­же каза­чьих войск. Более того, они виде­ли в каза­че­стве сво­их союз­ни­ков, в том каза­че­стве, кото­рое в то вре­мя явля­лось опо­рой и ору­ди­ем коло­ни­аль­ной поли­ти­ки Рос­сии в Степ­ном и Тур­ке­стан­ском кра­ях — Казах­стане.

Пер­вые казах­ские кава­ле­рий­ские части (пол­ки армии Алаш) уда­лось сфор­ми­ро­вать лишь после обра­зо­ва­ния Рес­пуб­ли­ки Алаш к лету 1918 года, кото­рые в 1918–1920 годах сов­мест­но с вой­ска­ми каза­чьих ата­ма­нов вели оже­сто­чен­ные бои про­тив совет­ской крас­ной армии.

Казахской элите удалось создать современную казахскую письменность, литературу, культурную основу. Новая национальная идея объединила казахов в единую нацию.

Сле­ду­ет отме­тить, что к нача­лу ХХ-го века запад­но­ори­ен­ти­ро­ван­ной казах­ской эли­те сугу­бо мир­ным путем уда­лось создать совре­мен­ную казах­скую пись­мен­ность, лите­ра­ту­ру, куль­тур­ную осно­ву. Новая наци­о­наль­ная идея объ­еди­ни­ла каза­хов в еди­ную нацию. Имен­но к это­му исто­ри­че­ско­му момен­ту все пред­ста­ви­те­ли казах­ских жузов и родов осо­зна­ли себя потом­ка­ми еди­но­го пред­ка… Алаш.

Напом­ню, что пер­вые совре­мен­ные казах­ские лите­ра­тур­ные сочи­не­ния в про­зе и поэ­зии – рома­ны («Несчаст­ная Жамал» М. Дула­ту­лы, «Кра­са­ви­ца Камар» С. Торай­гы­ру­лы, «Калым» С. Кобей­у­лы и др.), рас­ска­зы, поэ­мы, пье­сы, сбор­ни­ки сти­хов, басень и мн.др., пер­вые пери­о­ди­че­ские изда­ния – газе­ты («Сер­ке», «Қазақ газеті», «Қаза­қстан», «Қазақ», Сары­арқа»), жур­на­лы («Айқап», «Абай»), а так­же учеб­ни­ки, учеб­ные посо­бия, хре­сто­ма­тии для казах­ских свет­ских школ были изда­ны до 1917 года. Пер­вый сбор­ник ори­ги­наль­ных сочи­не­ний вели­ко­го Абая и его пере­во­дов из рус­ской лите­ра­ту­ры, а так­же «Оян, қазақ!» («Про­бу­дись, казах!») М. Дула­ту­лы, «Маса» («Комар») А. Бай­тур­сы­ну­лы и мно­гие дру­гие были в том чис­ле.

Итог деятельности элиты и движения «Алаш» оценивался как «культурный ренессанс».

Сле­до­ва­тель­но осно­ва совре­мен­ной казах­ской куль­ту­ры была созда­на до Фев­раль­ской рево­лю­ции 1917 года. Позд­нее, в 1960–80-х годах, в ряде запад­ных иссле­до­ва­ний об исто­рии каза­хов кон­ца ХІХ-го и нача­ла ХХ-го века итог дея­тель­но­сти эли­ты и дви­же­ния «Алаш» оце­ни­вал­ся как «куль­тур­ный ренес­санс».

Лиде­ры дви­же­ния «Алаш» пред­ло­жи­ли сво­е­му наро­ду новые цен­но­сти и иде­а­лы, цели и зада­чи, адек­ват­ные тре­бо­ва­ни­ям и вызо­вам ново­го ХХ-го сто­ле­тия, и раз­бу­дить в нём наци­о­наль­ное само­со­зна­ние. ІІІ Все­ка­зах­ский курул­тай (учре­ди­тель­ный съезд), состо­яв­ший­ся 5–13 (18–26) декаб­ря 1917 года в Орен­бур­ге, обра­зо­вал Наци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ную авто­но­мию Алаш и сфор­ми­ро­вал её выс­ший госу­дар­ствен­ный испол­ни­тель­ный орган – Народ­ный совет (пра­ви­тель­ство) Алаш Орда.

13 декабря 1917 года был днем восстановления казахской национальной государственности и образования современного Казахского государства в новом формате.

13 декаб­ря 1917 года — это пово­рот­ный момент новей­шей исто­рии казах­ско­го наро­да. Это был день вос­ста­нов­ле­ния казах­ской наци­о­наль­ной госу­дар­ствен­но­сти и обра­зо­ва­ния совре­мен­но­го Казах­ско­го госу­дар­ства в новом фор­ма­те.

ІІІ Все­ка­зах­ский курул­тай (І и ІІ Все­ка­зах­ский съез­ды про­шли в апре­ле и июле 1917 г.) на под­лин­но демо­кра­ти­че­ской осно­ве — при уча­стии 4-х аль­тер­на­тив­ных кан­ди­та­тов — избрал пред­се­да­те­ля (пре­зи­ден­та) Алаш Орды — Али­ха­на Букей­ха­на.

За 7 лет до обра­зо­ва­ния Рес­пуб­ли­ки Алаш, в 1910 году, Али­хан Букей­хан в сво­ем исто­ри­ко-спра­воч­ном очер­ке «Каза­хи» (в ориг. «Кир­ги­зы») пере­чис­лил 9 обла­стей, 1 губер­нию (Аст­ра­хан­скую) и ряд воло­стей Алтай­ско­го края, кото­рых каза­хи зани­ма­ли с испо­кон веков и где их чис­лен­ность при­об­ла­да­ли над все­ми дру­ги­ми наро­да­ми, преж­де все­го кре­стья­на­ми-пере­се­лен­ца­ми. В декаб­ре 1917 года в свя­зи с обра­зо­ва­ни­ем Рес­пуб­ли­ки Алаш, эти 9 обла­стей, 1 губер­ния и ряд воло­стей Алтай­ско­го края были объ­яв­ле­ны её тер­ри­то­ри­ей.

«Автономія Алашъ… занимаетъ территорію, имеющую форму почти круга (!), составляетъ крупную, съ 10 миллионным населениемъ, политическую единицу».

В 1918–1920 году, в ходе пере­го­во­ров с лиде­ра­ми оче­ред­но­го само­про­воз­гла­шен­но­го «все­рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ства» (Сибир­ская Авто­но­мия, Комуч, Уфим­ская дирек­то­рия и т.д.), пред­се­да­тель (пре­зи­дент) Алаш Орды Али­хан Букей­хан неуклон­но заяв­лял: «Авто­но­мія Алашъ… зани­ма­етъ тер­ри­торію, име­ю­щую фор­му почти кру­га (!), состав­ля­етъ круп­ную, съ 10 мил­ли­он­ным насе­ле­ни­емъ, поли­ти­че­скую еди­ни­цу».

Важ­но отме­тить тот исто­ри­че­ский факт, что быв­шим лиде­рам Рес­пуб­ли­ки Алаш уда­ва­лось сохра­нить её тер­ри­то­рию в фор­ме «почти кру­га» лишь до 1930 годов, посте­пен­но теряя её части начи­ная с 1925 года (См. фото №№ 1, 2: Кар­та Казах­ста­на 1927 года из кни­ги про­фес­со­ра Г.Н. Чер­дан­це­ва «Рас­сказ Джа­фа­ра о Казак­стане». – Москве, 1927 г.; кар­та Казах­ста­на 1920–1929 гг.). Из них в 1925 году Орен­бург­ская область вме­сте с одно­имён­ным адми­ни­стра­тив­ным цен­тром, быв­шим пер­вой сто­ли­цей Совет­ско­го Казах­ста­на, пере­шла под юрис­дик­цию РСФСР, город Таш­кент и ряд при­ла­га­ю­щих рай­о­нов – по еди­но­власт­но­му реше­нию Иоси­фа Ста­ли­на и за под­пи­сью Тура­ра Рыс­ку­лу­лы, послед­не­го пред­се­да­те­ля Сов­нар­ко­ма Тур­ке­стан­ской АССР, были пере­да­ны Узбек­ской ССР, сто­ли­цей кото­рой уже успе­ли про­воз­гла­сить город Самар­канд.

Кара­кал­пак­ская авто­ном­ная область, до 1930 года нахо­див­ша­я­ся в соста­ве Казах­ской АССР, спер­ва пере­шла под юрис­дик­цию… РСФСР, а в 1936 году – пере­да­на в состав той же Узбек­ской СССР.

Но, несмот­ря на все пере­кра­и­ва­ния гра­ниц Казах­ста­на, сего­дня Неза­ви­си­мый Казах­стан сохра­нил за собой льви­ную часть тер­ри­то­рий, кото­рых отста­я­ли отцы-осно­ва­те­ли Рес­пуб­ли­ки Алаш.

Фото № 1. Кар­та Казах­ста­на 1927 года из кни­ги про­фес­со­ра Г.Н. Чер­дан­це­ва «Рас­сказ Джа­фа­ра о Казак­стане» (Москва, 1927 г.)

Фото № 2. Кар­та Казах­ста­на 1920–1929 гг.

Пер­вой сто­ли­цей совре­мен­но­го Казах­ста­на – и с исто­ри­че­ской, и юри­ди­че­ской точек зре­ния явля­ет­ся город Алаш(быв­шая Зареч­ная Сло­бод­ка, ныне Семей). Посколь­ку соглас­но поста­нов­ле­нию ІІІ Все­ка­зах­ско­го съез­да, с 13 декаб­ря 1917 года по сен­тябрь 1920 года Алаш являл­ся офи­ци­аль­но вре­мен­ным адми­ни­стра­тив­ным цен­тром, сто­ли­цей Рес­пуб­ли­ки Алаш, где рас­по­ла­га­лась её выс­шая поли­ти­че­ская и испол­ни­тель­ная власть – Народ­ный совет (пра­ви­тель­ство) Алаш Орда.

Республика Алаш являлась парламентской унитарной светской республика с президентской формой правления и сильным местным самоуправлением

Рес­пуб­ли­ка Алаш, соглас­но поли­ти­че­ской про­грам­ме пар­тии «Алаш» и про­ек­ту кон­сти­ту­ции, состав­лен­но­му Бар­лы­бе­ком Сырт­та­ну­лы (Сыр­та­нов) еще в 1910–1911 годах, явля­лась пар­ла­мент­ской уни­тар­ной свет­ской рес­пуб­ли­ка с пре­зи­дент­ской фор­мой прав­ле­ния и силь­ным мест­ным само­управ­ле­ни­ем (зем­ством). Кон­сти­ту­цию Алаш пред­по­ла­га­лось утвер­дить на Учре­ди­тель­ном собра­нии.

Главная историческая миссия Республики Алаш заключалось в том, что новое государство было воссоздано из руин Казахского ханства спустя 70 лет с момента его окончательного распада в 1847 году.

Глав­ная исто­ри­че­ская мис­сия Рес­пуб­ли­ки Алаш и её отцов-осно­ва­те­лей заклю­ча­лось в том, что новое госу­дар­ство было вос­со­зда­но из руин Казах­ско­го хан­ства спу­стя 70 лет с момен­та его окон­ча­тель­но­го рас­па­да и ухо­да с исто­ри­че­ской аре­ны в 1847 году после гибе­ли послед­не­го хана Кене­са­ры. В день обра­зо­ва­ния Рес­пуб­ли­ки Алаш, 13 декаб­ря 1917 года, был зало­жен надеж­ный фун­да­мент пол­ной наци­о­наль­ной неза­ви­си­мо­сти.

«Киргизы дѣлятся на кайсаковъ и кара-киргизъ, но названіе «Алашъ» объединяетъ ихъ въ одну націю».

Рес­пуб­ли­ка Алаш роди­лась как еди­ное казах­ско-кир­гиз­ское госу­дар­ство, а не исклю­чи­тель­но казах­ское. Напри­мер, вот что писал неиз­вест­ный автор за под­пи­сью Н.Ч. в сво­ем мате­ри­а­ле «Авто­но­мія Каза­кы­ста­на», опуб­ли­ко­ван­ном по сле­дам ІІІ Все­ка­зах­ско­го курул­тая в Орен­бур­ге в газе­те орен­бург­ско­го каза­чье­го вой­ска «Орен­бург­скій каза­чій вѣст­никъ» (10.01.1918 г., № 7. — С. 3–4.): «Кир­ги­зы дѣлят­ся на кай­са­ковъ и кара-кир­гизъ, но названіе «Алашъ» объ­еди­ня­етъ ихъ въ одну націю (на подобіе наше­го «Свя­тая Русь»). Сло­во это озна­ча­етъ еще воин­ствен­ный и свя­щен­ный при­зывъ всѣхъ кир­гизъ къ защи­тѣ, заме­няя труб­ный звукъ».

«Алаш» – понятие более широкое по сравнению с «Казакстаном». «Казакстан», как понятие более узкое, всегда имел оттенок некоторого узкого национализма и шовинизма».

«Алаш» – поня­тие более широ­кое по срав­не­нию с «Казак­ста­ном» и обни­ма­ет собою как самих кир­гиз-каза­ков (каза­хов. – С.А.), так и род­ствен­ный им народ кара-кир­ги­зов, — отме­чал и Муста­фа Шокай, деле­гат всех 3-х Все­ка­зах­ских съез­дов и член Алаш Орды, в сво­ей ста­тье «Кир­гиз­ская (Казах­ская. – С.А.) Совет­ская Рес­пуб­ли­ка», опуб­ли­ко­ван­ной в рус­ско­языч­ной гру­зин­ской газе­те «Воль­ный горец» (Тифлис, 11.10.1920 г., № 57.) в самый раз­гар учре­ди­тель­но­го съез­да Казах­ской (Кир­гиз­ской) АССР, состо­яв­ше­го­ся 4–12 октяб­ря 1920 года в Орен­бур­ге, — «Казак­стан», как поня­тие более узкое, огра­ни­чи­ва­ю­ще­е­ся исклю­чи­тель­но кир­гиз-каза­ка­ми, в пони­ма­нии самих кир­гиз все­гда имел отте­нок неко­то­ро­го узко­го наци­о­на­лиз­ма и шови­низ­ма».

«Мы договорились о совместной борьбе против Советской власти и создании единого Башкиро-Казахского государства».

В 1918 году лиде­ры Алаш и Баш­ки­рии дого­во­ри­лись о созда­нии еди­но­го казах­ско-баш­кир­ско­го госу­дар­ства. По это­му пово­ду быв­ший пред­се­да­тель Алаш Орды Али­хан Букей­хан в сво­их послед­них пока­за­ни­ях сле­до­ва­те­лю ОГПУ-НКВД от 6 авгу­ста 1937 года дал сле­ду­ю­щее пояс­не­ние: «В сен­тяб­ре 1918 года в горо­де Уфе состо­я­лось сове­ща­ние меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми пра­ви­тель­ства Алаш Орда и вали­дов­ско­го контр­ре­во­лю­ци­он­но­го баш­кир­ско­го пра­ви­тель­ства… На этом сове­ща­нии мы дого­во­ри­лись о сов­мест­ной борь­бе про­тив Совет­ской вла­сти и созда­нии еди­но­го Баш­ки­ро-Казах­ско­го госу­дар­ства…

Необ­хо­ди­мость при­ня­тия тако­го реше­ния была про­дик­то­ва­на сле­ду­ю­щи­ми сооб­ра­же­ни­я­ми:

Во-пер­вых, необ­хо­ди­мо­стью объ­еди­не­ния наших воору­жен­ных сил для борь­бы с Совет­ской вла­стью. Это объ­еди­не­ние сил рас­це­ни­ва­лось нами как реаль­ная воз­мож­ность усто­ять про­тив Крас­ной армии. Кро­ме того мы счи­та­лись и с тем поло­же­ни­ем, что каза­хи не про­хо­ди­ли воен­ную служ­бу в цар­ской Рос­сии, а баш­ки­ры про­хо­ди­ли и сле­до­ва­тель­но сли­я­ние наших отря­дов с баш­кир­ски­ми повы­си­ло бы их бое­спо­соб­ность.

Во-вто­рых, смеж­ность тер­ри­то­рии и нали­чие в Баш­ки­рии зна­чи­тель­но­го коли­че­ство насе­ле­ния, состо­я­ще­го из обаш­ки­рив­ших­ся каза­хов (!).

В-тре­тьих, выгод­ность соче­та­ния эко­но­ми­ки Казах­ста­на и Баш­ки­рии. Баш­кир­ская руда, лес и казах­ская хлеб, скот и нефть.

Исхо­дя из этих сооб­ра­же­ний мы счи­та­ли, что объ­еди­нив­шись, суме­ем создать свое госу­дар­ство, силь­ное в воен­ном и эко­но­ми­че­ском отно­ше­ни­ях» (ЦА ФСБ Рос­сии: Д. Р-34862. Л. 30–31.)

«Следует избегать названий, которые давали бы русским повод для наклеивания на нас ярлыка пантюркизма».

В этих пока­за­ни­ях быв­ший гла­ва Рес­пуб­ли­ки Алаш был не до кон­ца откро­ве­нен, уточ­няя лишь извест­ный Совет­ской вла­сти факт. Дело в том, что на сове­ща­нии, состо­яв­шем­ся в сен­тяб­ре 1918 года в Уфе за кули­са­ми так назы­ва­е­мо­го «госу­дар­ствен­но­го сове­ща­ния», вопрос о созда­нии «Феде­ра­ции юго-восточ­ных мусуль­ман­ских обла­стей» обсуж­да­ли не толь­ко лиде­ры Алаш и Баш­ки­рии. При­сут­ство­ва­ли так­же Татар­ста­на и Тур­ке­стан­ско­го мух­та­ри­а­та. «Когда речь зашла о пред­по­ла­га­е­мом назва­нии буду­ще­го госу­дар­ства, — утвер­ждал лидер Баш­ки­рии Ахмет Заки Вали­дов в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях, издан­ных в Тур­ции под име­нем Заки Вали­ди Тога­на, — Акчу­рин [Юсуф] посо­ве­то­вал име­но­вать его «Феде­ра­ци­ей восточ­ных тур­ков». Али­хан [Букей­хан], в свою оче­редь, внёс свои кор­рек­ти­вы: сле­ду­ет избе­гать назва­ний, кото­рые дава­ли бы рус­ским повод для накле­и­ва­ния на нас ярлы­ка пан­тюр­киз­ма; в буду­щем и такое назва­ние вполне может стать при­ем­ле­мым, а пока надо огра­ни­чить­ся «Мусуль­ман­ской Феде­ра­ци­ей Восточ­ной Рос­сии».

Об этом сви­де­тель­ству­ет набро­сок кар­ты пред­по­ла­га­е­мой тюр­ко-мусуль­ман­ской фере­да­ции, обна­ру­жен­ной в архив­ных доку­мен­тах по Алаш Орде, сохра­нив­ших­ся в фон­де Госу­дар­ствен­но­го архи­ва РФ в Москве (см. фото № 3).

Фото № 3.

Конечной же целью идеи Алаш являлось воссоздание единого тюркского государства или Турана. Позднее эту идею «Большого Туркестана» развивал и пропагандировал Мустафа Шокай.

Конеч­ной же целью идеи Алаш явля­лось вос­со­зда­ние из раз­роз­нен­ных тюрк­ских наро­дов (каза­хов, кир­ги­зов, кара­кал­па­ков, татар, баш­кир и др.), ока­зав­ших­ся в силу раз­лич­ных исто­ри­че­ских ката­клиз­мов под коло­ни­аль­ным игом Рос­сий­ской импе­рии, еди­но­го тюрк­ско­го госу­дар­ства, вели­кой тюрк­ской импе­рии или Тура­на. Позд­нее эту идею «Боль­шо­го Тур­ке­ста­на», нахо­дясь в эми­гра­ции во Фран­ции, раз­ви­вал и про­па­ган­ди­ро­вал Муста­фа Шокай. Об этой цели идеи лиде­ров дви­же­ния и Рес­пуб­ли­ки Алаш сви­де­тель­ству­ют дру­гие исто­ри­че­ские фак­ты.

«Пока освободительное движение не наберет силу в Туркестане, оно не развернется ни в Казахстане, ни в Башкортостане».

Напри­мер, реше­ние о созда­нии Тур­ке­стан­ско­го мух­та­ри­а­та как про­об­ра­за Алаш, более извест­но­го из совет­ской исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ры под назва­ни­ем «Коканд­ская авто­но­мия», было при­ня­то не в Кокан­де, а в рези­ден­ции комис­са­ра Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства в Тур­гай­ской обла­сти Али­ха­на Букей­ха­на в Орен­бур­ге. Об этом заяв­лял Ахмет Заки Вали­дов (он же Заки Вали­ди Тоган) в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях в пере­во­де на рус­ский язык в Баш­ки­рии в 1994 году. Он был непо­сред­ствен­ным участ­ни­ком сове­ща­ния, состо­яв­ше­го­ся в кон­це октяб­ря – нача­ле нояб­ря 1917 года в рези­ден­ции А.Н. Букей­ха­на в Орен­бур­ге с уча­сти­ем дру­гих пред­ста­ви­те­лей эли­ты Алаш, где участ­ни­ки при­шли к еди­но­му мне­нию, что «пока осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние не набе­рет силу в Тур­ке­стане, оно не раз­вер­нет­ся ни в Казах­стане, ни в Баш­кор­то­стане».

Как утвер­ждал автор этих вос­по­ми­на­ний, сове­ща­ние про­дол­жа­лось несколь­ко дней, после кото­ро­го Муста­фа Шокай, сам Ахмет Заки Вали­довМуха­мет­жан Тыныш­бай­у­лы (Тыны­шпа­ев) и дру­гие отпра­ви­лись в Таш­кент, отку­да пере­бра­лись в Коканд, где в кон­це нояб­ря 1917 года на IV-м чрез­вы­чай­ном Все­му­суль­ман­ском съез­де был обра­зо­ван Тур­ке­стан­ский мух­та­ри­ат…

По замыс­лу отцов-осно­ва­те­лей Тур­ке­стан­ско­го мух­та­ри­а­та, ини­ци­а­то­ра­ми созда­ния и пер­вы­ми руко­во­ди­те­ля­ми кото­ро­го были вид­ные пред­ста­ви­те­ли эли­ты Алаш в лице М. Тыныш­бай­у­лы, М. Шокай и А. Акай­у­лы, в неда­лё­ком буду­щем Тур­ке­стан дол­жен стать состав­ной частью еди­но­го госу­дар­ства Алаш. Имен­но поэто­му в декаб­ре 1917 года М. Тыныш­бай­у­лы и М. Шокай были избра­ны чле­на­ми-комис­са­ра­ми Алаш Орды в быт­ность пер­во­го пре­мьер-мини­стром, вто­ро­го — мини­стром ино­стран­ных дел Тур­ке­стан­ско­го мух­та­ри­а­та.

В авгу­сте 1920 года Авто­но­мия Алаш по сце­на­рию Совет­ской вла­сти была пре­об­ра­зо­ва­на в Казах­скую (в то вре­мя Кир­гиз­скую) АССР. В сен­тяб­ре 1920 года город Орен­бург был про­воз­гла­шён сто­ли­цей КазАССР.

Миссия Республики Алаш

Сам факт суще­ство­ва­ния Казах­ской авто­ном­ной рес­пуб­ли­ки выну­дил совет­скую власть в 1924 году идти на искус­ствен­ное созда­ние в Цен­траль­ной Азии дру­гих наци­о­наль­ных рес­пуб­лик в про­ти­во­вес Казах­ской. Так из быв­ших Бухар­ско­го и Хивин­ско­го эми­ратств и части Тур­ке­стан­ской АССР была обра­зо­ва­на Узбек­ская ССР, Турк­мен­ская, Таджик­ская АССР, кир­ги­зы и кара­кал­па­ки были выде­ле­ны в соста­ве Казах­ской АССР в отдель­ные авто­ном­ные обла­сти. Тако­ва была до сих пор непри­знан­ная, но под­лин­ная исто­ри­че­ская роль и мис­сия Авто­но­мии Алаш и перед дру­ги­ми совре­мен­ны­ми наци­о­наль­ны­ми госу­дар­ства­ми Цен­траль­ной Азии.

В 1925 году Орен­бург­ская область была пере­да­на в состав РСФСР, бла­го­да­ря чему Татар­ская и Баш­кир­ская АССР были тер­ри­то­ри­аль­но отде­ле­ны от КазАССР, посколь­ку совет­ская власть опа­са­лась вос­со­зда­ния вели­ко­го тюрк­ско­го госу­дар­ства не мень­ше, чем коло­ни­аль­ная цар­ская импе­рия.

Сул­тан Хан Акку­лы